Проектное обучение – 2019-2020: новые проекты и глобальные задачи

Проектное обучение, успешно стартовавшее осенью 2018 года, в 2019 стало одним из магистральных проектов вуза. Проектное обучение ЮУрГУ по праву считается одной из лучших практик университета, опыт которой наш вуз теперь может транслировать на другие учебные заведения страны.  Проектное обучение в Университете курирует проректор по учебной работе, д.т.н., профессор Андрей Радионов.

О развитии проектного обучения в новом учебном году, ведущих проектах и перспективе появления на их основе глобальных региональных инициатив, интересе студентов к новому подходу в обучении, перспективных индустриальных партнерах и многом другом мы беседуем с менеджерами проектного обучения – Александром Шишковым и Еленой Пономаревой, с кураторами проектного обучения и руководителями проектов.

Менеджер Проектного обучения в ЮУрГУ, к.т.н., доцент Александр Шишков:

«В 2019 году в ЮУрГУ стартовало 73 проекта проектного обучения: 45 из них – новые проекты университета. При этом успешно продолжаются 28 проектов, рассчитанные на несколько лет.
Один из ключевых моментов развития проектного обучения в 2019 году – это цифровизация проектов: в 2018 году, на старте проектного обучения, мы собирали всю документацию в бумажном виде с подписями и печатями, а в новом учебном году мы активно отходим от бюрократической работы, и теперь вся информация о проектах концентрируется в цифровом в облаке. Вся система приема заявок автоматизирована, и любой сотрудник или студент вуза, любой внешний заказчик могут подать заявку удаленно. Менеджеры проекта также удаленно обрабатывают заявки перед тем, как после утверждения заявки, участники проектного обучения заполняют цифровой паспорт проекта.
Это ключевое изменение для всей системы управления проектным обучением. Важно, что через облако проектов удобно подавать заявки заказчикам-работодателям. На сегодняшний день у нас уже более двух десятков заявок от предприятий на сотрудничество с вузом в рамках проектного обучения.

Междисциплинарность

Междисциплинарные проекты также могут сами «искать» студентов через цифровое облако. Студенты самостоятельно могут подключаться к любому проекту, который они видят в облаке.  В цифровом пространстве облака потенциальные работодатели сами могут находить студентов для своих проектов.
Одним из наиболее ярких примеров взаимодействия заказчика, сотрудников и студентов университета на территории облака можно назвать проект Высшей школы электроники и компьютерных наук «Обеспечение информационной безопасности сетей полевого уровня». Инициатором развития проекта выступил Челябинский трубопрокатный завод: сотрудничество с университетом организовал начальник управления развития ЧТПЗ и предложил тему проекта, которая действительно нужна предприятию.
В ЮУрГУ проект курирует преподаватель ВШЭиКН Андрей Баринов. Проект посвящен разработке системы и методики обнаружения вторжений в сети автоматизированной системы управления технологическим процессом на примере ЧТПЗ.
В междисциплинарном проекте также задействованы магистранты направления подготовки «Мехатроника и робототехника» (Политехнический институт, кафедра «Мехатроника и автоматизация») и студенты специалитета (4 и 5 курс), направление подготовки «Информационная безопасность автоматизированных систем»».


Принципиально новую тематику в 2019 году заявил Аэрокосмический факультет Политехнического института. Это глобальный проект создания универсальной космической платформы. Планируется, что в будущем он охватит весь политехнический институт ЮУрГУ и сможет вырасти в федеральную глобальную программу.

О специфике нового проекта проектного обучения, его участниках и перспективах развития рассказывает руководитель проекта – директор Политехнического института, зав. кафедрой «Двигатели летательных аппаратов», докт. техн. наук, профессор Сергей Ваулин:

«Первоначально в проектном обучении в 2018 году речь шла о космическом аппарате с транспортно-энергетическим модулем. Сегодня задачи проекта трансформировались.
Новый проект универсальной космической платформы в составе многоразовой ракеты-носителя включает в себя разработку космического аппарата для посадки на астероид. В связи с этим проекты Политехнического института – Молодежное конструкторское бюро и проектное обучение – были объединены, в них работает один и тот же состав студентов. Среди участников нового масштабного проекта – студенты бакалавриата, магистратуры и специалитета аэрокосмического факультета Политехнического института ЮУрГУ.

Цель проекта

Цель нового проекта –  научить студентов работать в условиях реальных производственных задач. В рамках проектного обучения студенты должны будут пройти все этапы разработки технического объекта: техническое предложение, эскизный проект, и технический проект со всеми наземными испытаниями.
Проект успешно развивается, привлекает внимание, всё больше и больше студентов хотят получить подобный опыт. В новом году к ребятам, которые уже задействованы в проектном обучении, подключились третьекурсники, сами проявившие инициативу. Планируется, что в проекте будут принимать участие студенты второго курса, обучающиеся по программе элитной подготовки.
Первым внутренним заказчиком универсальной космической платформы будет проект космического аппарата для посадки на астероид (это также проект проектного обучения ЮУрГУ, руководитель – Владимир Иванович Ширяев).  В перспективе платформа сможет реализовывать и другие задачи: зондирование поверхности Земли, вопросы связи и др.,  то есть платформа разрабатывается как универсальная модель, способная принимать заказы на космические услуги.  Она должна будет выводить космический аппарат на окоземную орбиту и задавать ему необходимую скорость. Далее космический аппарат должен двигаться к астероиду и выполнять все задачи заказчика, например, брать пробы грунта, анализировать его состав и в финале миссии успешно возвращаться на космическую платформу.
Новый проект заявлен как междисциплинарный. В нем планируется активно задействовать специалистов Высшей школы электроники и компьютерных наук. Это связано с тем, что задачи бортового комплекса управления принципиально одинаковы и для космического аппарата, ориентированного на посадку на астероид, и для универсальной космической платформы. Разработке системы управления космическим аппаратом посвящен проект студентов кафедры «Системы автоматического управления» Высшей школы электроники и компьютерных наук ЮУрГУ «Разработка облика бортового комплекса управления (БКУ) космического аппарата (КА) для полета на астероид. 2019» (руководитель проекта – зав. кафедрой «Системы автоматического управления», д.т.н., профессор Владимир Ширяев).

Междисциплинарность

К сотрудничеству в проекте мы также подключаем Высшую школу экономики и управления. Специалисты школы будут отвечать за взаимодействие с поставщиками рынка космических услуг. В перспективе нам понадобится математическое описание данных, анализ состава астероида и химических процессов, происходящих в топливе ракетных двигателей, анализ физических принципов и явлений. В связи с этим мы планируем задействовать в проекте физиков, химиков, математиков университета».

У проекта универсальной космической платформы большое будущее. Если его успешность и необходимость будет доказана, он имеет все шансы стать одним из глобальных проектов ЮУрГУ и получить поддержку государства.

Именно этот проект может быть положен в основу концепции нового межрегионального НОЦ, объединяющего научно-исследовательский потенциал Челябинской, Свердловской, Курганской областей. Планируется, что ракетно-космическое направление НОЦ будет развиваться на площадках Южно-Уральского государственного и Уральского Федерального университетов.

В настоящее время проект находится в разработке, вопросы его финансирования уточняются. Решение будет приниматься на уровне полномочного представительства Президента в Уральском Федеральном округе.


С проектом «Разработка универсальной космической платформы» тесно связан один из ключевых проектов проектного обучения Высшей школы электроники и компьютерных наук – «Разработка облика бортового комплекса управления (БКУ) космического аппарата (КА) для полета на астероид. 2019».

Об уникальности проекта, студентах-специалистах и магистрантах, задействованных в нем, междисциплинарном характере, плюсах проектного обучения и индустриальных партнерах проекта рассказывает его руководитель – зав. кафедрой «Системы автоматического управления», профессор, д.т.н. Владимир Ширяев:

«В рамках проектного обучения наши студенты разрабатывают облик бортового комплекса управления космического аппарата для полета на астероид. Особенность проекта – в том, что аппарат в автономном режиме, без информационной поддержки с Земли, после отделения от ракеты-носителя должен долететь до астероида, самостоятельно найти площадку для посадки, осуществить мягкую (без отскока) посадку на астероид.
Уникальность проекта, – в полной автономности разрабатываемого космического аппарата – он летит к астероиду, ищет место посадки и осуществляет её автономно, без подсказок с Земли.
Алгоритмическое и математическое обеспечение бортового комплекса управления в теоретическом плане также уникально. Без этого невозможно обеспечить требования, предъявляемые к космическому аппарату (далее КА).
Основная задача всего проекта: с помощью разработки КА доставить на астероид оборудование, благодаря которому впоследствии можно будет отслеживать траекторию полета астероида, брать пробы грунта и осуществлять другие исследовательские задачи.

Студенты в проекте

Костяк проектного обучения в проекте по разработке БКУ составляют студенты нашего специалитета. В 2019 году ректором поставлена задача: расширить проектное обучение в рамках данного проекта. В связи с этим к основной группе студентов проектного обучения присоединились студенты четвертого курса специальности «Системы управления летательными аппаратами» в количестве восьми человек. Кроме того, в проект привлекаются магистранты. В 2019 году все магистранты первого курса проявили заинтересованность в данном проекте. Специально для проектного обучения на кафедре был изменен профиль магистратуры.

Междисциплинарность

Проект разработки облика бортового комплекса управления космического аппарата для полета на астероид междисциплинарный и межкафедральный. Важную роль в проекте играет кафедра информационно-измерительной техники ВШиКН (зав. кафедрой, ректор нашего университета, профессор, д.т.н. Александр Леонидович Шестаков), руководитель в проектном обучении – доцент, к.т.н. Дмитрий Алексеевич Кацай.  Он со своими студентами в рамках проектного обучения занимается системами технического зрения.
Среди наших партнеров – кафедра автоматики и управления (зав. кафедрой, профессор, д.т.н. Лев Сергеевич Казаринов).
Мы готовы к расширению участников проекта, привлечению специалистов и студентов с других кафедр, например, с кафедры инфокоммуникационных технологий, кафедры конструирования и производства радиоппаратуры ВШиКН.
Мы планируем сотрудничать с кафедрой «Электронные вычислительные машины», так как современные системы управления – это, прежде всего, цифровые системы. Сердце этой системы – алгоритмическое и программное обеспечение, а оно реализуется на бортовом цифровом вычислительном комплексе, поэтому все особенности, связанные с программированием систем реального времени для космических условий чрезвычайно актуальны.
В рамках деятельности Молодежного конструкторского бюро на аэрокосмическом факультете Политехнического института разрабатывается облик всего космического аппарата. Мы как управленцы отвечаем за часть этого аппарата, а именно – за бортовой комплекс управления.
В аппарате есть конструкция, есть двигатели, которые должны работать так, чтобы была обеспечена траектория подлета к астероиду, движение по орбите вокруг астероида, и, собственно, спуск и посадка. Это всё – задачи студентов аэрокосмического факультета, с которым мы активно сотрудничаем в рамках проектного обучения, а за нами, конечно, задачи управления космическим аппаратом.

Плюсы проектного обучения

Форма проектного обучения является эффективной. В этом формате возможно и мотивационное стимулирование, и влияние на штатное расписание, а также на нагрузку студентов. Проектное обучение ценно, прежде всего, тем, что в процессе живой работы, решая задачи индустриальных партнеров, студенты повышают качество своей подготовки и тем самым улучшают свои позиции на рынке труда.

Индустриальные партнеры

В проектном обучении очень важно взаимодействие с индустриальными партнерами.
Ключевой партнер – заказчик проекта – НПО «Автоматика» (Екатеринбург). Это головная организация Роскосмоса по системам управления для ракетно-космической техники.
Необходимо отметить, что наши основные разработки во многом могут быть трансформированы и для наземной техники. Наш следующий индустриальный партнер – ДСТ «Урал». Это Челябинская организация, с которой мы готовим разработку бортового комплекса управления подвижного объекта – беспилотный трактор, для работы в тех условиях, где человек работать либо не может совсем, либо для него это связано с риском для здоровья и жизни. Совместный проект с «ДСТ-Урал» позволяет нам выйти за рамки разработок только в сфере космической техники. Это одна из возможностей диверсификации нашего проекта и его дальнейшего развития в рамках проектного обучения за пределами задач, связанных с ракетно-космической техникой».

В целом по университету технические проекты сегодня выдвигаются на лидерские позиции, в частности, и по причине востребованности среди работодателей. Так в Политехническом институте сегодня запущены в работу двенадцать проектов, в Высшей школе электроники и компьютерных наук – четыре. В ближайшей перспективе о каждом эффективном проекте мы расскажем подробнее.


Проектное обучение активно развивается во всех институтах и высших школах вуза.

Восемь заявок на проектное обучение в 2019 году подал Институт социально-гуманитарных наук. Проекты гуманитариев отличаются разнообразием тематики. Успешно продолжаются проекты филологов и историков. Проект «Виртуальный музей писателей Южного Урала» в 2019 году будет дополнен виртуальными музеями-квартирами новых поэтов – Ирины Аргутиной, Виталия Кальпиди, Александра Самойлова. Проект «Public and Digital History активно развивает компонент, связанный с цифровой историей университета, города и области.

Кроме того, в ИСГН запущены новые проекты психологов, связанные с тематикой развития жизнеспособности современного человека и профессионально-ресурсным обеспечением психологов и социальных работников.

Кафедра журналистики и массовых коммуникаций активно развивает три проекта: в магистратуре по журналистике продолжится проект Еврофактчек, запущен новый междисциплинарный межкафедральный образовательный журналистский проект «FactCheck-Экология» (часть мегапроекта, организованного кафедрой философии, рук. к.филос.н., доц. Елена Гредновская). Кроме того, по направлению «Реклама и связи с общественностью» запускается новый проект «Энтерпрайс промоушн», направленный на изучение взаимодействия с ведущими компаниями челябинского регионального рынка в ракурсе маркетинговых коммуникаций.

Декан факультета журналистики, доктор филологических наук, профессор Людмила Шестёркина:

«В магистратуре по журналистике продолжится проект «Еврофактчек».  В 2019 году в рамках проекта было проведено международное социологическое исследование ЮУрГУ и Союза журналистов Челябинской области «Фактчекинг и задачи современного журналистского   образования». В рамках проекта налажено сотрудничество с такими членами Европейской Ассоциации Журналистского Образования EJTA как Университет прикладных наук Виндесхайма (Нидерланды), Университет Т. Мора (Бельгия), Университет Хаага-Хелиа (Финляндия), Институт журналистики в университете Пари-Дофин (Франция), Университет Аристотеля (Греция), Университет Помпеу Фабра (Испания), Университет Линнея (Швеция), Утрехтский университет (Нидерланды).
Кроме того, в рамках проекта «ЕвроФактчек» запущена беспристрастная сеть школ журналистики (J-школы) для улучшения качества политических дебатов в европейских СМИ, открыты дискуссии о политике ЕС. Благодаря проекту студенты-журналисты через социальные сети получили навыки проверки утверждений политиков ЕС на панъевропейской платформе. Проект создал атмосферу взаимодействия журналистских школ Европейской ассоциации журналистского образования для разработки инновационных учебных модулей по фактчекингу на основе европейских исследований и новейших методов проверки фактов. В ближайших планах по проекту – организация международной конференции EJTA на площадке ЮУрГУ в 2020 году.
Второй значимый междисциплинарный проект факультета журналистики – «FactCheck-Экология» будет реализован в рамках проектного обучения по направлению подготовки «Журналистика». По направлению «Технологии гуманитарного экоинжиниринга» проект интегрирован в научное направление развития университета – «Экология», задачей которого является создание Российского федерального центра наилучших доступных экологических технологий и компетенций.
Проект FactCheck-Экология» – закономерное продолжение уже реализованного международного инновационного проекта кафедры журналистики и массовых коммуникаций «Еврофактчек». Цель проекта – формирование положительного информационного фона по экологической проблематике и позитивного образа Челябинска и области на основе применения технологии еврофактчекинга.
Перед магистрантами и преподавателями в проекте стоят задачи развития инновационного учебного модуля «Проверка фактов», создание интернет-сообщества заинтересованных граждан, развитие интернет-платформы «FactCheck-Экология».
Результатом проекта станет справочно-информационный интернет-портал, на котором будет доступна информация о контактных данных экологических фондов, общественных организаций, экологических движений г. Челябинска и Челябинской области. Интернет-ресурс возьмет на себя роль информационного сопровождения экопроектов ЮУрГУ».


Принципиальное отличие проектного обучения в 2019 году в том, что в каждом институте и высшей школе не просто стартовали новые проекты, а существенно расширились направления проектной деятельности. К примеру, у Института лингвистики и международных коммуникаций в 2018 году был всего один проект, в 2019 году в рамках института развивается уже четыре проекта разной направленности.

О реализации и специфике новых проектов проектного обучения в Институте лингвистики и международных коммуникаций рассказывает куратор проектного обучения ИЛиМК к. ф. н, доцент Елизавета Кравцова:

«Время диктует свои правила, и наши проекты идут в ногу со временем и даже опережают его. С появлением иностранных студентов в ЮУрГУ появилась необходимость в коррекционных курсах для них, а также в налаживании международных контактов с вузами. Например, ИЛиМК сотрудничает с Тяньцзиньским университетом иностранных языков, и наши преподаватели проводят там мастер-классы и лекции для китайских студентов. С открытием научно-образовательного и координационного центра «Институт Пушкина» ЮУрГУ проводит различные мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и культуры на территории Китайской Народной Республики.
Мы живем в технологичном мире, и уже трудно представить какую-либо деятельность без автоматизированного процесса. Лингвистика не исключение, и мы стараемся создавать новые программы и алгоритмы для облегчения процесса перевода или экстракции необходимой информации из больших текстовых потоков.
Все новые проекты ИЛиМК отвечают требованиям времени и задачам современного образования. Например, основанием для реализации проектов Елены Дорониной и Елены Харченко послужил тот факт, что на сегодняшний день нет национально ориентированных электронных курсов, направленных на формирование владения русским языком как иностранным во всех видах речевой деятельности. Вместе с тем существует огромная потребность туркменских и китайских студентов в коррекционных курсах. Курсы можно использовать в системе смешанного обучения и в самостоятельной работе для построения индивидуальной траектории обучения. От качественного прохождения этих тестов зависит трудоустройство студентов в Китае и России.
Проект Светланы Шереметьевой также связан с автоматизацией процесса интеллектуального анализа технологических трендов по материалам научных публикаций. Эта электронная программа будет полезна для специалиста в разнообразных областях научных знаний, так как она способна создать многоязычную терминологическую базу любой предметной области. Разработки можно внедрять в деятельность офиса академического письма.  Елена Телешова в своем проекте также предлагает автоматизировать процесс перевода, создав алгоритм перевода научно-технических текстов, который просто необходим для такого технического вуза, как ЮУрГУ с его огромным текстовым потоком по данной тематике».


Много заявок на проектное обучение в 2019 году подали представители Высшей школы экономики и управления. Школу можно отнести к лидерам по количеству заявок проектов. Об особенностях организации проектного управления в Высшей школе экономики и управления рассказывает куратор проектного обучения Анжелика Карпушкина:

«Проектное обучение в Высшей школе экономики и управления начиналось с одного проекта «Финансовое и организационно-экономическое обеспечение ценозависимого управления энергетическими ресурсами на промышленных предприятиях», в котором были задействованы только магистры. Сегодня к проектному обучению подключились и бакалавры, и специалисты.  К примеру, в проектном обучении задействованы бакалавры групп элитной подготовки ВШЭУ, реализующейся с первого курса. В 2019 году количество проектов проектного обучения ВШЭУ увеличилось до семи. Школу можно отнести к лидерам по количеству заявок проектов.
Все проекты ВШЭУ имеют реального заказчика. Это либо крупные, стратегически важные предприятия области (Например, НПО «Электромашина»), либо региональные Министерства. К примеру, в проекте «Разработка модели эколого-экономической безопасности региона» заказчиком является Министерство Экологии Челябинской области.
Вместе с тем, экономисты в 2019 году активно участвуют в междисциплинарных проектах. К примеру, в глобальном проекте Аэрокосмического факультета Политехнического института им отведена особая роль. Специалисты ВШЭУ будут отвечать за взаимодействие с поставщиками рынка аэрокосмических услуг».


В Институте естественных и точных наук в рамках проектного обучения в 2019 году реализуются три проекта. Успешно продолжается проект «Безреагентная фотокаталитическая очистка воды от трудноокисляемых загрязнений» под руководством докт. хим. наук, зав. кафедрой экологии и химической технологии Вячеслава Авдина. Также в новом году запущены два проекта – «Программный комплекс для моделирования поведения сплошных сред в условиях динамических нагрузок» (руководитель – канд. физ.-мат. наук Инга Макеева) и проект «Моделирование структуры и свойств кристаллических и гибридных наноматериалов» (руководитель – докт. хим. наук Екатерина Барташевич).

О целях и перспективах нового проекта, фундаментальном характере исследований в проекте и возможном применении материалов, полученных по результатам исследований, рассказывает руководитель проекта Екатерина Барташевич:

Цель, задачи, перспективы проекта

«Исследования в нашем новом проекте находятся на стыке проблем химии, материаловедения и цифровых технологий. Цифровые технологии активно используются в проекте, так как инструментами решения наших задач являются цифровые (компьютерные) модели атомно-молекулярных систем.
Основным результатом проекта будет структурно-динамическая модель сложного многокомпонентного материала. В проекте мы задумали смоделировать эпоксидную матрицу, взаимодействующую с поверхностью углеродного волокна.
В перспективе проект может развиваться как междисциплинарный. Интересы нашего проекта пересекаются с предметом интересов материаловедов Политехнического института – научно-исследовательской лабораторией композитных материалов, которую возглавляет Сергей Борисович Сапожников.
В нашем проекте мы сосредоточены на создании структурных моделей, которые позволяют прогнозировать и улучшать физико-химические свойства материалов, такие, например, как обработка волокна или удаление с поверхности материала молекул воды, которые влияют на адгезионные характеристики компонентов композитного материала.
Задача проекта сводится к тому, чтобы поэтапно сконструировать или создать такую структурную модель, которая могла бы давать прогнозы свойств новых материалов.
Наше исследование глубоко фундаментально. Мы работаем над пониманием природы и изучением свойств атомно-молекулярных систем. Важной частью исследования является проверка разрабатываемых моделей на предмет отражения процессов, происходящих в соединениях.

Студенты в проекте

В проекте с нами работают пять студентов первого курса магистратуры (группа ЕТ-141). Они обучаются первый год. Исследования на стыке материаловедения и экологических проблем, посвященные созданию и обработке материалов будущего, сегодня очень актуальны. Именно исследованиями такого рода мы занимаемся в проекте, поэтому форма проектного обучения для нас очень актуальна.
Благодаря такой технологии обучения мы можем сохранять неразрывность науки и образования. Ребята будут сразу же учиться уровню моделирования, который может быть полезен в материаловедении в условиях, приближенных к «боевым».
Студенты обучаются молекулярно-динамическому моделированию с самых азов, и в то же время активно работают над созданием модели – основного продукта, который необходимо получить при выполнении проекта.
Обучение идет на реальном объекте, в процессе проектного обучения магистры-химики получают совершенно новые для них навыки моделирования.
В предыдущих курсах бакалавриата у ребят вообще не было моделирования. Мы стартовали с того, что начали изучать патентную базу. Мы очень благодарны библиотеке и университету за открытый доступ к полнотекстовым материалам актуальных научных журналов. Без этих данных любой фундаментальный проект нежизнеспособен. Сейчас ребята уже на практике фактически приступили к моделированию.
В первый год мы планируем разбираться со структурной моделью, это поможет нарастить навыки у студентов. Второй год проектного обучения будет направлен на более тесное взаимодействие с экспериментаторами. Когда появится модель, надеюсь, мы сможем выйти на уровень непосредственного взаимодействия и сотрудничества с лабораторией композитных материалов под руководством Сергея Борисовича Сапожникова.
Характеристики, которые в лаборатории проверяются на практике (измерения вязкости, плотности, температурные зависимости для новых материалов), мы планируем получать расчетным путем и, в связи с этим, корректировать наши модели.

Заказчик в проекте

По результатам исследований мы можем планировать взаимодействие с заказчиком и в дальнейшем решать задачи современного материаловедения, в том числе, обеспечения аэрокосмической отрасли новыми материалами, уникальными по своим прочностным и механическим свойствам. Сегодня наш проект – имеет статус фундаментального. Появление реального заказчика – это уже следующий этап.

Междисциплинарность

В ближайшее время мы планируем параллелить наши задачи с программистами. Мы продолжаем тесно сотрудничать с лабораторией суперкомпьютерного моделирования. Сотрудничество необходимо для того, чтобы сделать наши вычисления эффективными и в то же время развить у студентов навыки работы с суперкомпьютерными технологиями. То, к чему мы идем, в перспективе можно будет назвать Big Data в материаловедении.
Накопление информации в химии – это предыдущий век, но он оставил нам наследие, которое нужно интерпретировать и умело использовать. Сегодня в приоритете – обработка и анализ новой химической информации, этим мы и занимаемся в нашем проекте. Проектное обучение в качестве инновационной формы преподавания, совмещающей теорию и практические навыки, наилучшим образом решает эти задачи».


В Архитектурно-строительном институте в 2019 году развиваются три проекта. О специфике развития проектного обучения в АСИ рассказывает куратор проектного обучения, старший преподаватель кафедры «Строительные конструкции и сооружения» Елена Серебренникова:

«Два проекта «Подмости каменщика для каркасного строительства» и «Исследование долговечности бетона железобетонных конструкций при циклических воздействиях» – успешно продолжаются с 2018 года.
В 2019 году в рамках проектного обучения в институте был запущен новый проект – «Бетоны на известково-пуццолановом вяжущем (Римские бетоны)». Проектом также руководит д.т.н., профессор Борис Яковлевич Трофимов.  Проект ориентирован на создание технологии бесцементных бетонов для промышленного и гражданского строительства с пониженной энергоемкостью и повышенной экологичностью, при обеспечении необходимых строительно-технических свойств.
Проекты под руководством Бориса Трофимова и соруководителя Кирилла Шулдякова успешно реализуются и привлекают новых участников-магистрантов. Так в проекте «Исследование долговечности бетона железобетонных конструкций при циклических воздействиях» задействовано шесть студентов-магистрантов второго года обучения, а в новом проекте «Бетоны на известково-пуццолановом вяжущем (Римские бетоны)» уже семь студентов-магистрантов первого года обучения. Студенты мотивированы на успешную реализацию проектов, так как у них есть возможность совмещать обучение с работой на предприятиях-заказчиках по выбранной в проектах тематике. Руководство индустриальных партнеров проектов ждет положительные результаты их выполнения».


В Высшей медико-биологической школе в 2019 году реализуются два проекта. Магистральный проект проектного обучения ВМБШ – проект д.т.н., профессора Ирины Юрьевны Потороко, посвященный экотехнологиям получения продуктов переработки зерна, – один из самых сильных в университете. Он постоянно совершенствуется в научном плане. В исследованиях проекта проектного обучения задействованы ученые из Индии (зав. международной лабораторией синтеза и анализа пищевых ингредиентов доктор Шириш Сонауайн (Shirish H. Sonawane из Национального технологического института Варангала), ученый-постдок Багале Удай Дашаратх (Bagale Uday Dasharath).

В сентябре 2019 года в рамках деятельности по проекту была открыта совместная с Шеньянским технологическим университетом (Китай) лаборатория пищевых биотехнологий. Интернациональная команда проекта под руководством одного из ведущих ученых ЮУрГУ успешно решает актуальные задачи мировой науки и повышает публикационную активность университета.

В 2019 году в ВМБШ добавился новый проект «Командообразование при обучении клинической психологии для кадрового и содержательного обеспечения нейрореабилитации» (руководитель – к.пс.н., доцент Алена Астаева).


Значительное обновление пула проектов отличает институт Спорта, туризма и сервиса. О специфике проектного обучения в ИСТиС рассказывает куратор проектного обучения Иляна Балахонова:

«С 2018 учебного года Институт спорта, туризма и сервиса реализует проектное обучение по четырем проектам, в 2019 году добавлены еще четыре проекта. Для эффективной организации проектного обучения ИСТиС задействует все свои ресурсы и возможности:
К проектному обучению активно привлекаются иностранные коллеги. Профессор Университета Банья Лука Боснии и Герцеговины Милица Пецель в рамках проекта «Устойчивое развитие туризма» провела для студентов занятия по дистанционному курсу по методикам оценки туризма;
В рамках проектов, объединенных глобальным проектом I-Trainer, проведена модернизация материально-технической базы Института. Открывается международная лаборатория «Цифровая модель спортивного движения». В качестве ведущего ученого в лабораторию привлечены профессор Университета Париж-юг XI (Франция) Гийом Лаффае – мировой специалист в области спорта и биомеханики, и доктор наук, профессор Белградского университета (Сербия) Миливой Допсай;
На базе Университета создан Центр тестирования ВФСК ГТО (проект «Взаимосвязь результатов выполнения комплекса «Готов к труду и обороне» и уровня здоровья школьников и студентов»).
Новые проекты, связанные со спортом, полностью соответствуют приоритетному направлению развития науки в ИСТиС. В новых проектах студенты изучают проблемы подготовки спортсмена, вопросы повышения силы, выносливости, скорости, без применения фармакологических препаратов.
Открытие проектов, связанных с маркетингом туристских территорий, предопределено реалиями современного рынка туристской индустрии. Для успешного ведения бизнеса необходимо постоянно изучать туристский рынок, отношение туристов к посещаемым территориям, структуру туристского продукта, анализировать продукцию конкурентов. Проводя исследования по маркетингу туристских территорий, студенты могут рассчитать основные социально-экономические показатели индустрии туризма (туристский поток, емкость территории, swot-анализ). Проект «Маркетинг туристских территорий» позволяет решать исследовательские задачи, связанные с изучением отношения туристов, имиджем территории; маркетингом туристской инфраструктуры; маркетингом территориального туристского продукта; маркетингом туристских ресурсов; маркетингом персонала.

Идея проекта

Идея проекта «Гостиничный сервис саммитов ШОС и БРИКС» появилась в связи с планируемыми в Челябинске саммитами. К нам обратилось Министерство экономического развития Челябинской области с просьбой о подготовке квалифицированных кадров в индустрии гостеприимства для обслуживания делегаций стран-участниц саммитов ШОС и БРИКС в г. Челябинске. Мы отобрали лучших студентов направления «Гостиничное дело» и в рамках проектного обучения разработали уровневую модель подготовки кадров туристской и гостиничной индустрии региона для кросскультурного взаимодействия и сервисного обслуживания в рамках проведения саммитов. В настоящее время основная часть мероприятий саммитов перенесена в Санкт-Петербург. Ряд событий все же запланирован в Челябинске, в ходе них мы должны отработать методологию сервисного обслуживания и кросс-культурного взаимодействия, с учетом требований профессиональных стандартов, стандартов качества РОСКОНГРЕСС, реализуемых в партнерстве с ООО «Протокол» и Министерством экономического развития Челябинской области.
Проект «Устойчивое развитие туризма на особо охраняемых природных территориях Челябинской области» появился в результате совместной научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов кафедры туризма и СКС, организованной под руководством профессоров Географического института Йована Цвиича Сербской академии наук и искусства. Идея родилась в ходе совместного посещения нацпарка Таганай, Ильменского заповедника, нацпарка Зюраткуль и национальных парков Тара и Джердап в Сербии.  Администрация Национального парка Таганай сама выступила инициатором исследования. Студенты активно участвовали в работе по проведению опросов туристов, по сбору данных метеорологических наблюдений, по заполнению электронных таблиц и форм, для них это интересный опыт научной деятельности и возможность собрать материал для подготовки научных статей. Это первый шаг в настоящую научную жизнь и поступление в аспирантуру в будущем.
Технология проектного обучения позволяет вдохновить студентов заниматься научной деятельностью и видеть результаты своего обучения в реальности. В 2019 году проектов стало больше, и это позитивный знак, свидетельствующий об интересе студентов к проектной деятельности.  Проектное обучение –  это сфера истинного наставничества между студентами и преподавателями, что очень важно для развития научно-исследовательского потенциала Института спорта, туризма и сервиса».


Будущее проектного обучения

Менеджер проектного обучения, д.ф.н. Елена Пономарева:

«Проектное обучение в университете сегодня – один из магистральных проектов, объединяющий в процессе обучения науку и инициативы ключевых индустриальных партнеров. В ближайшем будущем проектное обучение в университете будет только наращивать обороты.
Все основные программы, особенно технических направлений, с большой долей вероятности будут развиваться именно в рамках проектного обучения. Студенты должны получать профессиональные компетенции в рамках решения реальных задач. Известный стереотип работодателей: «Забудьте все, чему вас учили в университете» благодаря развитию проектного обучения должен в ближайшее время потерять свою актуальность.
У проектов подобных проекту «Разработка универсальной космической платформы» есть все шансы перерасти в глобальные проекты мирового уровня.
Главное достижение проектного обучения в течение первого года реализации – полный переход сопровождения проектов на цифровую платформу – должен укрепиться и в будущем распространиться на все другие практики университета.
Сегодня в проектном обучении очень много междисциплинарных проектов. Соответственно каждому проекту требуются дизайнеры, программисты, лингвисты, журналисты, пиар-специалисты, экономисты.
Мы хотим дать возможность преподавателям подавать заявки через облако проектов: в заявке руководитель проекта может указать свои потребности в специалистах, и студенты сами могут откликаться и свободно участвовать в проектах, минуя все бюрократические составляющие. Студент также сам может в цифровом облаке разместить объявление о том, что он обладает компетенциями в конкретной области, и руководитель любого проекта может его пригласить.
Такая «биржа труда университета» сможет функционировать на платформе облака. Студент и руководитель проекта в облаке могут встретиться и договориться о сотрудничестве. Совмещение ресурсов программ элитного и проектного образования, ориентация на цифру, на достижения высокой науки, моделирование профессиональной деятельности в условиях завтрашнего дня – благодаря такому комплексному подходу, университет поддерживает традиционно высокий уровень качества учебного процесса».

Подробнее с проектами Проектного обучения ЮУрГУ можно ознакомиться в «Облаке проектов» или в специализированном разделе сайта ЮУрГУ «Проекты Проектного обучения».

Автор текста: Юлия Руднева